ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современных экономических условиях одной из общих закономерностей развития в зарубежных странах является усиление роли организационных факторов управления. В Кыргызской Республике проблемы модернизации систем управления носят особый характер, в связи с изменением модели экономического развития, переходом к рыночным отношениям. Особое значение на современном этапе приобретает информационная сфера деятельности человека. Успех основан на системном и ситуационном подходах, где утверждается стратегическое управление экономикой.
Одним из важнейших элементов стратегии развития экономики является индикативное планирование, где немаловажное значение приобретает проблема развития отечественной модели индикативного планирования, ее теоретико-методологического, методического и информационного обеспечения. Индикативное планирование является закономерным продолжением развития прогнозной деятельности.
Применение индикативного планирования в экономике в сочетаний с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления, как на макро, так и на микроэкономическом уровнях.
Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что изменения в политической жизни и социально-экономических отношениях в Кыргызской Республике, происходит исключительно в сложных условиях комплексной перестройки национальной экономики, перевода отраслей экономики и социальной сферы на более новые принципы функционирования, при ограниченности всех ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Что проявляются во всех сферах экономики, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, особенно в межнациональной политике.
Вместе с тем, в нашей стране пока еще слабо развита прогнозная функция в изучении эволюции социального управления в перспективе. Именно в тех странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации управления, отмечается самая высокая результативность производства и удовлетворения потребности людей.
Немаловажное значение в обеспечении развития экономических процессов играет индикативное управление, включая стратегическое планирование, организацию и контроль системы основных индикаторов, управление качеством, анализ и оценка получаемой информации и прогнозирование результатов развития всей экономики.
В научной среде большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются спорными и недостаточно разработанными.
Кыргызская экономика сегодня не может быть в полном смысле рыночной, но не является уже и плановой, вопрос сочетания как рыночных так и плановых начал в такой современной экономике остается пока открытым.
С учетом этих соображений должна и строиться стратегия развития экономики Кыргызской Республики. В этой стратегии значительная роль отводится государственному регулированию.
В целях создания действенной системы государственного регулирования экономики Кыргызской Республики в условиях переходного периода назрела необходимо использование как опыта, накопленного в советский период развития страны в сфере прогнозирования и планирования экономики, так и положительный зарубежный опыт.
Суть принципов государственного индикативного планирования состоит в выдвижении четких целевых ориентиров развития и структурной перестройки социальной сферы, консолидации усилий государства, подкрепленных особыми мерами государственного регулирования и осуществлением разработки необходимых государственных программ. В республике для этого уже давно сложились предпосылки, связанные с исторически действовавшими традициями среднесрочного и долгосрочного прогнозирования и планирования, а также зреющим в среде управленцев пониманием необходимости активного государственного воздействия на экономику на основе индикативного планирования.
При разработке и реализации комплексных мер развития индикативного планирования необходимо учитывать региональную составляющую экономического развития. В первую очередь, это связано с особенностью структурных изменений социальных потребностей граждан отдельного региона. Кроме того, необходимо учитывать национальные традиции, демографическое развитие каждого региона, природные факторы, национальные и этнографические характеристики групп и слоев граждан отдельных регионов, так как размеры бюджетов регионов зависят от условий жизни городского и сельского населения.
В отдаленных регионах республики, местные бюджеты являются дотационными. В этих сложных условиях разработка и реализация региональных бюджетов не может быть осуществлена без установления приоритетов в развитии целевой и стратегической ориентации социальной сферы. Поэтому показатели степени удовлетворения потребностей граждан в социальных благах необходимо прогнозировать и планировать по структурным составляющим социальной сферы, как демография, образование, культура, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение и др. Смена стратегических ориентиров достижения необходимых результатов и ресурсного обеспечения развития социальной сферы, модели социально-экономического развития Кыргызской Республики должно отражаться на особенностях функционирования и финансирования управления всех отраслей экономики с реализацией социально значимых государственных программ.
Другое по теме
Слоны как ресурс обеспечения инновационной деятельности в регионе
Теоретические основы инвестиционно-инновационной деятельности
...