Оценка эффективности межбюджетных отношений должна начинаться с выработки критериев эффективности, то есть с выбора приоритетов, которые определяются с учетом как целевой направленности функционирования системы межбюджетных отношений, так и степени остроты тех или иных проблем обеспечения финансовых основ власти.
Наиболее распространенным и давно используемым показателем в данной сфере является определение эталонных объектов контроля в оцениваемой группе со сравнением сформированных показателей с нормативными или целевыми значениями показателей результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках проведения финансового аудита по формуле:
О = , где (1)
О - отклонение фактического значения показателя от планового (целевого) значения,%; Пплан - плановое (целевое) значение показателя, в соответствующих единицах измерения; Пфакт - фактическое значение показателя, в соответствующих единицах измерения.
Целевые значения показателей конечных результатов определяются соответствующим органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), ответственным за разработку и реализацию политики в данной сфере, по согласованию с высшим органом исполнительной власти (федеральным органом, субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования, исходя из их реальной достижимости и необходимости обеспечения прогрессивной динамики значений показателей в плановом периоде.
Основным показателем динамики экономического роста региона является: общий объем валового регионального продукта (ВРП) и ВРП в расчете на душу населения.
Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, который характеризует экономический потенциал области, тенденции развития региональной экономики, а также эффективность экономического регулирования в условиях рынка, в связи с чем показатели ВРП включены в систему показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ВРП в системе национальных счетов рассчитывается тремя методами:
) Производственный - разница между суммарным объемом выпущенных товаров и услуг и промежуточным потреблением, или как сумма добавленной стоимости, созданная в разных отраслях экономики.
) Распределительный - рассчитывается на основе счета распределения первичных доходов. Рассчитывается как сумма оплаты труда, чистых налогов на производство и импорт, валовой прибыли, валового смешанного дохода, доходов от собственности.
) Метод конечного использования - рассчитывается как сумма расходов всех экономических секторов на конечное потребление, сумма валового накопления и чистого экспорта товаров и услуг.
Размеры ВРП в текущих ценах позволяют определить вклад каждого региона в общий объем валового внутреннего продукта в целом по России.
При расчете производственным методом ВРП определяется как разность между выпуском товаров и услуг в целом по региону, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на продукты.
Основными показателями счета производства являются:
. Валовой выпуск (ВВ);
. Промежуточное потребление (ПП);
. Валовая добавленная стоимость (ВДС) (3 = 1 - 2);
. Налоги на продукты (НП);
. Субсидии на продукты (СП);
. Чистые налоги на продукты (ЧНП) (6 = 4 - 5);
. Валовой региональный продукт (7 = 3 + 6).
Основные понятия, используемые для расчета ВРП производственным методом:
Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов экономики в отчетном периоде.
Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.
Субсидии на продукты - это субсидии, выплачиваемые обычно за единицу произведенного товара или услуги, то есть пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами.
Другие субсидии на производство состоят их субсидий, которые предприятия получают от государственных учреждений в связи с использованием факторов производства.
Хозяйственная отрасль - это совокупность институциональных единиц, сгруппированных по заявленному виду деятельности.
Другое по теме
Реорганизация предприятия
Предпринимательство
является одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики.
Однако даже при таких темпах развития, многие из предприятий оказываются
неспособными поспевать за тенденциями экономики современной России. И, как
следствие, сдают свои позиции. Во избежание эт ...