• Главная
  • Реинвестирование прибыли
  • Производительность труда
  • Расчет себестоимости продукции

Главное меню

  • Главная
  • Расчет и анализ показателей
  • Реинвестирование прибыли
  • Система национальных счетов
  • Расчет производительности труда
  • Расчет себестоимости единицы продукции
  • Расчет экономической эффективности

Малый бизнес - сущность и его роль в экономике


Таким образом, можно считать, что масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Также приводится динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (таблица 2).

Таблица 2

Динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (%)

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Среднесписочная численность работников

12,0

12,1

12,7

12,9

12,8

14,3

14,9

Выпуск товаров и рыночных услуг

8,0

6,5

5,6

5,4

5,9

6,7

8,1

Инвестиции в основной капитал

5,4

4,7

2,7

2,6

2,9

2,8

2,7

Здесь видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.

Особенно значительна неравномерность показателя доли участия малого бизнеса в общем производстве. Максимум этого показателя приходится на 2003 г. В это время доля выпускаемой малыми предприятиями продукции составляла 1/6 части валового продукта страны; малый бизнес достиг наивысшего результата, демонстрируя свои возможности и занимая наиболее существенные ниши на внутреннем рынке. Далее производственный эффект идет на убыль (хотя малые предприятия некоторое время продолжают по инерции увеличивать число принимаемых рабочих).

Из Таблицы 3 становится ясно, что развитие малого бизнеса в экономике России происходит неравномерно.

Таблица 3

Динамика отраслевой структуры малого бизнеса в России (в % к общей численности малых предприятий)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

100

100

100

100

100

100

100

В том числе:

             

Промышленность

15,7

15,6

15,7

15,3

15,3

13,7

13,3

Сельское хозяйство

1,3

1,4

1,6

1,5

1,6

1,8

2

Строительство

16,4

16,5

15,8

15,3

14,4

12,8

13,1

Транспорт

2,1

2,2

2,1

2,4

2,2

2,3

2,4

Связь

0,3

0,3

0,4

0,5

0,4

0,4

0,5

Торговля и общественное питание

42,7

43,3

44,5

44,9

46,3

47,9

46,8

Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения

1,7

1,7

1,5

1,6

1,6

3,2

3,2

Информационно-вычислительное обслуживание

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,7

0,9

Операции с недвижимым имуществом

0,5

0,5

0,7

0,9

1,3

2,3

2,6

Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка

4,3

4,2

2,0

4,1

4,1

4,4

4.4

Жилищно-коммунальное хозяйство

.

.

0,6

0,6

0,6

0,4

0,4

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

1,2

1,3

1,0

1,0

1,1

1,0

1,2

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение

1,3

1,8

2,0

2,0

2,1

2,2

2,2

Образование

0,8

0,8

0,8

0,7

0,6

0,4

0,3

Культура и искусство

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

0,9

0,9

Наука и научное обслуживание

5,5

5,1

4,5

4,2

3,5

2,6

2,5

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

1,3

0,9

0,9

0,7

0,7

0,6

0,5

Другие отрасли

3,1

2,3

2,4

2,8

2,6

2,7

2,7

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме

Рынок ценных бумаг и его особенности в России
В современной рыночной экономике рынок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют собственную стоимость и могут продава ...

©2025 Просвещение в экономике | www.lighteconomic.ru