Общая стратегическая ориентация предприятия оказывает непосредственное влияние на формирование системы инновационных стратегий, которая должна учитывать различные варианты маркетинга в инновационной деятельности предприятия и факторы, которые оказывают на нее влияние. К таким факторам следует отнести: научно-технический и кадровый потенциал; уровень развития опытно-экспериментальной базы; состояние нематериальных активов и наличие результатов уже выполненных НИОКР; структуру выпускаемой продукции с учетом долей рынка и стадий жизненного никла, угрозу технологического и функционального замещения.
В зависимости от способа получения экономико-технологического эффекта при использовании инноваций можно выделить два типа инновационных стратегии в экономике: локально-точечную и последовательно-адаптивную, ориентированную на ликвидацию существующих узких мест в производственно-технологической структуре экономики.
Локально-точечная инновационная стратегия, улучшающая производственно-технологическую цепь на отдельных ее участках, характеризуется последовательным увеличением выпуска продукции по комплексам отраслей с постоянными коэффициентами изменения межкомплексных объемов выпуска в зависимости от производительности добывающего комплекса. Считается, что производственно-технологические отношения функционируют в соответствии со сложившимися тенденциями развития производственно-технологического потенциала и обслуживающей его инфраструктуры. Одной из важных характеристик такого развития является аддитивное накопление эффективности экономики от инноваций, поскольку их реализация приводит не к улучшению всей цепи производственно-технологической структуры экономики, а лишь к локальным улучшениям. Распространение инноваций при данном варианте стратегии на однотипных предприятиях промышленности происходит с невысокой скоростью. При этом, как правило, увеличивается разрыв в технологическом уровне отдельных участков цепи. Такое локальное приращение качества без учета пропускной способности всей производственно-технологической цепи не изменяет ее общего потенциала, который все равно лимитируется оставшимися узкими местами.
Последовательно-адаптивная стратегия, использующая инновации для ликвидации узких мест по всей технологической цепи и расширения ее пропускной способности, обеспечивает сбалансированное изменение и улучшение характеристик технологической структуры экономики, уменьшает разрыв между технологическими уровнями различных производственно-технологических цепей, что существенно снижает потери при переходе с одной технологической стадии на другую. Она характеризуется последовательным увеличением объемов выпуска продукции по комплексам отраслей с учетом изменения приоритетов, характеризующихся соответствующим изменением коэффициентов межкомплексного выпуска, на заданных этапах. Инновации здесь влияют прежде всего на улучшение качества производственно-технологической структуры экономики, в результате чего снижаются потери на стыках технологий, улучшается качественная структура выпуска, что в целом по экономике приводит к мультипликативному накоплению эффективности использования инноваций.
Стратегии развития предприятия, в том числе связанные с материально-технологической инновационностью, могут различаться степенью агрессивности (степень резкости перемен, которые вносит предприятие в сменяющиеся поколения стратегий, маркетинга, видов продукции и технологий) компании или иметь оборонительный характер.
Имея в виду тот факт, что материально-технологические инновации неизбежно внедряются посредством реально инвестиционного процесса, можно выделить следующие основные типы инвестиционных стратегий развития предприятия по отношению к нововведенческому процессу:
- инновационная, обеспечивающая технологическое лидерство путем самостоятельной разработки и внедрения новшеств высокой степени радикальности;
Другое по теме
Рекомендации по совершенствованию системы планирования на примере ООО Аист
Планирование
в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой
процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще
всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования
включает: принципы, определение приоритетных целей, ...