реинжиниринг бизнес реструктуризация
Экономическая ситуация в мире постоянно меняется. То, что было актуально вчера, сегодня может оказаться совершенно бесполезным. Поэтому каждое предприятие, желающее оставаться конкурентоспособным, вынужденно постоянно искать новые и новые методы для повышения эффективности своей деятельности.
Иногда для того, чтобы удержаться на плаву, достаточно небольших регулярных улучшений в процессе компании. Но порой возникают обстоятельства, требующие глубокого преобразования, полной и стремительной перестройки внутрифирменной организации и управления.
Одним из наиболее эффективных методов для осуществления глобального «переворота» реинжиниринг бизнес-процессов.
Суть реинжиниринга в фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании бизнес-процессов для достижения существенного улучшения таких важных показателей, как качество, стоимость, финансы, уровень сервиса, маркетинг и т.д.
Реинжиниринг отталкивается от того, что предприятие должно делать, и определяет, как это делать. При этом игнорирует то, что есть, а во внимание принимается только то, что должно быть.
Реинжиниринг применяется, только если речь идет о повышении эффективности в десятки и сотни раз, если нужен «квантовый скачек» в развитии, если требуется достижение «взрывного» эффекта.
В 1950-1960-е гг. особое внимание исследователей уделялось характеру информации, представляемой системой управленческого учета для обеспечения процесса принятия управленческих решений. В конце 1960-х-начале 1970-х гг. отдельные исследователи (Д. Соломонс, Р. Энтони и др.) сконцентрировали внимание на применении концепции остаточного дохода и оптимального контроля автономных подразделений предприятия.
В последние годы в области управленческого учета широкое распространение получили такие новые концепции, как стратегический управленческий учет, реинжиниринг бизнес-процессов, сбалансированная система показателей. Общим элементом, объединяющим и отличающим указанные концепции от используемых ранее, является высокая зависимость их использования от советов консультантов предприятия. Роль консультантов обусловливается тем, что именно представители консалтинговых компаний благодаря специфике своей деятельности могут получать информацию как о внутренней, так и о внешней среде функционирования предприятия, что дает возможность эффективно реализовать данные концепции.
Одной из концепций, получившей широкое распространение, в сфере финансового менеджмента крупных компаний начиная с конца 1980-х гг., стала концепция стоимостно-ориентированного менеджмента (Value-based management). Как пишет Х. Ронто, «стоимостно-ориентированный менеджмент - это концепция измерения и управления бизнесом, позволяющая создать долгосрочную стоимость для акционеров и удовлетворить потребности пользователей рынка капиталов и товарного рынка».
С начала 90-х годов методологическим направлением, изучающим вопросы процессной организации систем управления и дающим решение по их построению, является реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering). Методология реинжиниринга бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering) была разработана летом 1990 г. Практически одновременно Майклом Хаммером и Томасом Девенпортом и Джеймсом Шортом.
Считается, что широкое распространение BPR в 90-е гг.прошлого столетия связанно с тремя причинами:
) концепция BPR выглядела крайне привлекательной, так как авторы соединили вместе три популярные идеи: идею автоматизации БП, идею совершенствования БП и идею проектирования БП с «чистого листа»;
) авторы BPR сделали акцент на рассмотрение удачных примеров реорганизации предприятия, которые они интерпретировали как примеры успешного применения принципов и методов BPR;
) в момент появления BPR многие предприятия испытывали финансовые трудности, и руководители предприятия нуждались в идейном обосновании радикальной реорганизации на основе широкомасштабного сокращения штатов.
В дальнейшем наибольшее распространение получила система реинжиниринга, изложенная в книге Майкла Хаммера и Джеймса Чампи, которая включает:
определение BPR как « принципиального переосмысления и радикальной перестройки бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических современных показателей эффективности: стоимости, качества, сервиса и оперативности»;
характеристики BPR в части свойственных ему изменений в самих бизнес-процессах и в управлении бизнес-процессами, а также в части требований к информационным технологиям и распределению ролей в командах, осуществляющих BPR;
многочисленные примеры успешной реорганизации деятельности компаний и подразделений компаний, рассмотренные с позиции BPR;
практические рекомендации, касающиеся выбора БП для BPR и методов изучения БП, а также генераций идей и подготовки изменений, вносимых в БП ;
анализ причин неудач, которые часто сопровождали проекты BPR.
В 80-х годах XIX в. Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного реинжиниринга для разработки процессов организации деятельности или перестроить такие процессы для оптимизации производительности. В начале XX в. Файоль разработал концепцию реинжиниринга - осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. Несмотря на то, что технологические ресурсы в наше время изменились, эта концепция не потеряла своего значения и популярности. Реинжиниринг бизнес - процессов вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. Методы ВРR взяты на вооружение уже практически всеми ведущими компаниями мира. М.Хаммер рассматривает появление реинжиниринга бизнес - процессов как революцию в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов, предложенных 200 лет назад А. Смитом, и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции обусловлена, в первую очередь, новейшими достижениями в области информационных технологий, специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса. Как научно - практическое направление реинжиниринг бизнес - процессов возник на стыке двух различных дисциплин и потому требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации - понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем.
Существует несколько общеизвестных бизнес-процессов, которые помогают организации добиться положительных результатов при сложной экономической ситуации в мире, это:
Производственная система компании «Тойота» TPS (Toyota Production System). Создавалась в 50-х гг. прошлого столетия и с тех пор находится в процессе непрерывного совершенствования. Ее результативность и эффективность неоднократно подтверждались практикой, в частности финансовыми результатами компании в периоды экономических кризисов. TPS основана на идее «выравнивания» БП путем «вытягивания» каждым последующим бизнес-процессом результатов предыдущего бизнес-процесса.
Вытягивание обеспечивается обратной связью, организованной вдоль всей цепочки производственных процессов с помощью карточек «канбан», и часто называется системой «точно в срок»(just-in-time- JIT).
Хотя TPS была разработана для промышленного предприятия, ее ценность не ограничивается сферой производства изделий, так, в рамках TPS было разработано большое количество методов, направленных на устранение потерь (муда), несоответствий (мура) и нецелесообразностей (мури);
Кайдзен. Концепция и система совершенствования кайдзен появились в 1986г., когда вышла в свет знаменитая книга Масааки Имаи. Концепция кайдзен означает непрерывный процесс совершенствования деятельности, в который вовлечен весь персонал компании. При этом ожидаемый вклад в кайдзен существенно зависит от положения работника в иерархической системе: наименьший вклад ожидается от исполнителей нижнего уровня, а наибольший - от менеджеров среднего звена и высшего менеджмента.
Система кайдзен представляет собой большую совокупность взаимосвязанных принципов, подходов, методов и практик, разработанных японскими компаниями для совершенствования своей деятельности. В частности, кайдзен охватывает такие системы, методы и инструменты совершенствования, как TQC, ЛТ, канбан, кружки качества, автоматизация и др;
Бережливое производство/мышление. Термин «бережливое производство»(Lean Production) ввел американский исследователь Джон Крафчик при описании японского опыта производства автомобилей. Позднее появились системы совершенствования деятельности организаций, начинавшиеся со слова Lean(Lean Manufacturing, Lean Thinking, Lean Office др.), которые строились на идеологии «бережливого производства».
Наиболее известна система «бережливого мышления» Джеймса Вумека и Дэниела Джонса, основными принципами которой являются:
ценностный подход к оценке результатов деятельности;
понимание деятельности предприятия как потока создания ценности;
организация движения потока создания ценности и устранение препятствий для такого движения;
вытягивание результатов деятельности в обратном к потоку направлении и устранение препятствий для такого вытягивания;
совершенствование деятельности предприятия путем постоянного выявления и устранения препятствий для движения и вытягивания потока.
Отмечу, что с точки зрения конкретных методов совершенствования система «бережливого мышления» является производной системой, которая использует наиболее эффективные методы и инструменты совершенствования, разработанные в рамках других методологий и систем совершенствования;
Шесть сигм. Методология «шесть сигм» (Six Sigma) была разработана в 80-х гг. прошлого столетия фирмой «Моторола» для достижения предельно низкой вероятности возникновения дефектов - за границами интервала +/-3 сигма функции распределения вероятности или, в количественном выражении, около трех дефектов на миллион изделий.
Позднее методология «шесть сигм» трансформировалась в философию качества и систему совершенствования процессов, основной фокус которой переместился на экономию затрат и снижение себестоимости.
Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику.
В наше время потребитель имеет существенно большой выбор не только товаров и услуг, но и технологий. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: изменение бизнес - процессов превращается в практику повседневной жизни компаний, а инерционность структуры становится тормозом на пути к их выживанию.
Решение проблемы - в смене основных принципов организации компаний и в переходе к ориентации не на функции, а на процессы. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, реинжиниринг бизнес - процессов считается наиболее эффективной, революционность, которой, по мнению М. Хаммера, обусловлена современным состоянием информационных технологий.
Цель данной работы: исследовать понятие, сущность реинжиниринга бизнес - процессов, а также и особенности реализации реинжиниринга бизнес - процессов.
В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность реинжиниринга бизнес-процессов;
проанализировать роль информационных технологий в реинжиниринге бизнес - процессов;
показать практическое применение темы в рамках работы конкретного предприятия.
Объект исследования - ООО «Зеон», специализирующаяся на поставке пива, соков, безалкогольных напитков и снэковых продуктов питания на рынок г. Ульяновска и Ульяновской области.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Понятие реинжиниринга бизнес-процессов
Другое по теме
Системное исследование корпорации Starbucks
системный экономический анализ
«От того, что мы понимаем под системой, в значительной
степени зависит решение вопроса о специфических признаках системного подхода и
системного анализа, а также в целом системных исследований [1]. Слово «система»
(от греч. systema) означает нечто составленное из
...