Привлечение инвестиций в экономику является одной из важнейших задач любого государства, так как инвестиции, по сути, определяют развитие страны в целом и отдельных отраслей промышленности в частности. Они также содействуют улучшению в сфере занятости, увеличению поступления в государственный бюджет, развитию импортозамещения, конкурентной среды, диверсификации экономики.
В связи с этим особую значимость приобретает функционирование СЭЗ, к основным целям которых и относится привлечение инвестиций, наращивание производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе новых и высоких технологий в интересах регионов и страны в целом. Поэтому возникает необходимость в разработке эффективных моделей инвестиционной политики.
Актуальность разработки Национальной программы привлечения инвестиций в Республику Беларусь обоснована в Постановлении Кабинета Министров от 22 июля 1995г. №319. Целью данной программы является разработка комплекса мер по увеличению потока отечественных и иностранных инвестиций в национальную экономику.
Основные задачи, поставленные на 2002-2010 гг. таковы:
- улучшение инвестиционного климата во всех отраслях промышленности;
- восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей организаций республики;
- увеличение инвестиционного потенциала банковской системы;
- увеличение объемов иностранных капиталовложений.
Свободные экономические зоны - это один из важнейших способов привлечения внешних инвестиций в определенные отрасли экономики, способствующий развитию и всей экономики в целом. Об этом говорится и в законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
В каждой СЭЗ должен устанавливаться специальный правовой режим в целях:
- создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;
- внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
- содействия международной интеграции и сотрудничеству;
- гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан [6, c. 1-2].
Закон о СЭЗ в любой стране должен включать детально разработанный раздел о льготах. В нём целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от налоговых пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Авторы рекомендаций пояснили, что это стандартное правило для любой СЭЗ.
Второе стандартное правило любой СЭЗ состоит в том, что предприниматели зоны освобождаются от экспортных налогов, пошлин, экспортных выплат и квот, налога на добавленную стоимость, специальных налогов и любых других экспортных ограничений, за исключением утверждённых международными соглашениями на товары, производимые или собранные на территории СЭЗ и экспортируемые с незональной территории страны.
Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки, при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты не должна превышать 25% от полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в данной стране ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любой период, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом выплаты не превышали 25% дохода [5.с.39].
На мировом рынке инвестиций данные льготы применяются в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать, как экономический ущерб для принимающей стороны, так как в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать.
Специалисты, прибывающие для работы на предприятиях СЭЗ, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Например, импортные товары, ввозимые для их личного пользования, освобождаются от таможенных пошлин и налогов, включая НДС на жильё, на определённое количество автомобилей, приборы и электронную технику. Эти товары должны быть вывезены или переданы другому лицу в случае прекращения работы на территории донной страны. Однако, если будет обнаружен факт злоупотребления таможенными льготами, то административный комитет зоны может аннулировать документ об освобождении от уплаты налогов иностранными физическими и юридическими лицами, действующими в СЭЗ.
Авторы рекомендаций также считают целесообразным чётко определить порядок пользования землёй на территории СЭЗ.
Другое по теме
Сетевая экономика
Возможность взаимодействия людей на основе прямых
равноправных связей всех со всеми без оглядки на социальный статус и без
участия бюрократических структур - следствие возникновения информационных
сетей.
Сетевое взаимодействие позволяет людям общаться. Личностные,
общественные и деловые кон ...