Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:
эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование р. ц. б. - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
государственные и иные нормативные акты;
государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:
установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б. ;
регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;
государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;
государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .
Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.
Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство - выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов - разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.
Минфин РФ - министерство в составе Правительства - регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.
ЦБ РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:
Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 - 1996 гг.) ;
Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
Другое по теме
Реорганизация предприятия
Предпринимательство
является одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики.
Однако даже при таких темпах развития, многие из предприятий оказываются
неспособными поспевать за тенденциями экономики современной России. И, как
следствие, сдают свои позиции. Во избежание эт ...