Важным элементом рыночной системы является рынок капитала и капитальных активов. Рынок капитала представляет собой совокупность материальных и денежных ресурсов, обращающихся на рынке и используемых в качестве факторов производства.
Капитал - сложное экономическое понятие . Во многих случаях он рассматривается как «накопленный труд», отождествляется со средствами производства или с определенной суммой денег. Капитал - это материальные и денежные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. При этом главной его чертой является способность приносить доход. Капитал функционирует и в виде определенной суммы денег - денежный капитал, и как совокупность средств производства или капитальных активов - средств производства (производственный капитал), и как накопленный объем профессиональных знаний, производственного опыта (человеческий капитал).
Капитал в качестве капитального блага подлежит купле - продаже, выступая товаром на факторном рынке капитала Конечная его цена будет обусловлена двумя факторами: стоимостью капитальных благ и тем доходом, который капитал может приносить, то есть чистой производительностью капитала. Последняя выражается в процентном доходе, зарабатываемым пользователем капитала в результате затрат на применение капитала.
Капитал может накапливаться, использоваться для реализации проектов. Одновременно эффективность его использования будет зависеть от рыночной величины ставки ссудного процента. А по мере интенсивного использования и накопления капитала чистая производительность капитала будет снижаться. Это естественно при прочих равных условиях, когда остальные факторы производства не подвергаются изменению, остаются постоянными.
Таким образом процентная ставка служит показателем минимума рентабельности инвестиционных затрат и условием их отбора в соответствии с чистой производительностью.
Показателем эффективности использования капитала служит его доходность. В качестве такого показателя обычно используется годовая процентная ставка. Размер годовой процентной ставки рассчитывается как процентное отношение годового дохода к общей величине применяемого капитала.
Доходность капитала зависит от предложения и спроса на капитал. Пересечение кривых предложения и спроса на капитал обеспечивает равновесную норму доходности. Ее необходимо рассматривать в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предложение капитала в краткосрочном периоде, как правило, остается неизменным. Поэтому кривая предложения является вертикальной линией .
Процесс формирования равновесной нормы доходности, процента можно представить в виде схемы, показанной на рис. 6.
Рис. 6. Спрос и предложение на рынке капитала
В точке А достигается равновесная норма доходности. Такой уровень процента стимулирует рост накопления капитала. По мере накопления капитала кривая предложения смещается вправо, спрос на капитал как фактор производства уменьшается.
В экономическом и финансовом анализе для измерения текущей и будущей стоимости (денежной суммы) проекта используют специальный прием, называемый дисконтированием. Дисконтирование - это способ определении исходных (начальных) сумм затрат (или конечных результатов) посредством использования коэффициента дисконтирования (дисконта, дисконтирующего множителя), позволяющего приводить будущие денежные поступления к текущей, сегодняшней стоимости.
Дисконтирование является процессом, обратным начислению сложных (простых) процентов. В расчетах сложных процентов и при дисконтировании часто пользуются таблицами, в которых для каждого периода t и каждой ставки процента Е вычислены заранее величины (1+Е)t и (1+Е)-t. Их соответственно называют фактором сложного процента (множителем наращения капитала) и фактором дисконтирования (дисконтным множителем).
Другое по теме
Совершенствование управления системой мерчайндайзинга (по материалам компании ЗАО Тандер)
Рекламная деятельность оказывает значительное влияние на продвижение
товаров и услуг на российском рынке. Актуальность этой темы - однозначна т.к.
реклама является важнейшей частью целенаправленной работы по сбыту товаров и
формированию спроса покупателей, также реклама доводит до покупателя ра ...