Возможность же отношений социального партнерства обеспечивается тем, что при различии конкретных собственных интересов субъектов объективно взаимосвязанные общим делом, целью и интересом. Эта общность создает возможность с учетом интересов сторон пойти на определенный компромисс и прийти к согласию интересов на взаимоприемлемой основе. Чем выше ущерб от создавшегося противоречия сторон, тем сильнее необходимость и возможность его взаимовыгодного разрешения на основе партнерских отношений.
Основные черты социального партнерства:
¾ социальное партнерство строится на сочетании необходимости и возможности согласования интересов участвующих сторон;
¾ та или иная степень сбалансированности интересов сторон служит мерилом, критерием партнерства сторон;
¾ обсуждение спорных, конфликтных вопросов и их решении путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон этих отношений;
¾ равноправие сторон, т.е. в равной силе их голосов при решении важного или спорного вопроса [8, с. 343]
На рисунке 1.1 отражены основные субъекты и принципы социального партнерства:
Рисунок 1.1 ― Субъекты и принципы социального партнерства
Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько же непросто и небыстро формировались принципы социального партнерства.
Главная цель социального партнерства - это достижение социального согласия, а значит, и мира.
Социальное партнерство базируется на пяти основных принципах, которые отражены также на рисунке 1.1:
¾ взаимное признание интересов сторон (партнеров) как важных и правомерных;
¾ паритетность (равенство, равноправие) на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;
¾ социальная справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;
¾ нахождении компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, так как главная цель партнерства - достижение социального согласия;
¾ взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных действий. [8, 342]
Практическая реализация принципов социального партнерства - трудная задача. Она требует учета не только своих интересов, но в равной степени и интересов партнеров. А это требует немалых условий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды:
¾ сглаживание поляризации общества;
¾ повышение экономической активности всех участников созидательного проекта;
¾ обеспечение политической, экономически и социальной устойчивости.
Достижение социального согласия требует решения ряда соложеных задач, и прежде всего формирования системы социального партнерства.
Первой составляющей системы социального партнерства является выделение и четкие определения субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (учреждений), которые могут их представлять. Исторически первая структура субъектов партнерства представлена только двумя сторонами: работниками - работодателями (собственниками средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название «бипартизма». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшие трехстороннее партнерство стало называться «трипартизмом». Модель трехстороннего соглашения была затем закреплена в Конвенции Международной организации труда (№144). По этой Конвенции государство становится также социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение (договор) наряду с союзами работников и работодателей. Наконец, субъектная структура социального партнерства еще более усложнилась - было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип «трипартизма» должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, и на уровне субъектов хозяйствования. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а, принимая отраслевой договор, следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве. [8, с. 343]
Вторая структурная часть системы социального партнерства - объекты партнерских отношений. Кроме субъектов структуры, социальное партнерство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что вначале объектом было только тарифы заработной платы, затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и др. [8, с. 344]
Другое по теме
Реорганизация предприятия
Предпринимательство
является одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики.
Однако даже при таких темпах развития, многие из предприятий оказываются
неспособными поспевать за тенденциями экономики современной России. И, как
следствие, сдают свои позиции. Во избежание эт ...