• Главная
  • Реинвестирование прибыли
  • Производительность труда
  • Расчет себестоимости продукции

Главное меню

  • Главная
  • Расчет и анализ показателей
  • Реинвестирование прибыли
  • Система национальных счетов
  • Расчет производительности труда
  • Расчет себестоимости единицы продукции
  • Расчет экономической эффективности

Ресурсная составляющая оценки информационно-знаниевого потенциала промышленного предприятия


Следующим важнейшим ресурсом в системе ресурсов, определяющих информационно-знаниевый потенциал, являются непосредственно знаниевые ресурсы.

В современном экономическом пространстве, на наш взгляд, целесообразно выделять наряду с хорошо известным материальным также духовное и информационное производства. Информационное производство охватывает все сферы деятельности человека, составляя основу любой управленческой деятельности. А любые информационные процессы приводят к появлению нового знания, используемого в производственном процессе. Процессы производства знаний начинаются в духовном производстве с формирования личностных (идеальных) знаний, далее, в информационном производстве, сформированные идеальные знания кодируются, т.е. переносятся на некий материальный носитель. Указанные процессы определяются как процессы овеществления знаний в материальном производстве. Завершаются эти процессы выходом готового продукта, в основу которого положены процессы преобразования данных, информации и знаний. В целом подобная цепочка преобразований представляет собой единую технологическую цепочку производства и использования знаний.

Следует отметить, что личностные знания, даже уникальные по своим возможностям воздействия на человека и общество, оказываются утраченными, если они не материализованы. Поэтому материализация знаний является фактически одной из важнейших мер их применения и сохранения.

Сами знания целесообразно подразделять на следующие категории.

Метазнания являются, по сути, базовыми знаниями, структурирующими явные знания, а также информацию о процессах познания. На них оказывает влияние сфера деятельности, определяющая хозяйственные процессы. Следовательно, работники одного предприятия, задействованные в разных сферах деятельности, могут быть носителями разных систем метазнаний.

Явные знания представляют собой особую часть базы знаний, которая имеет свойства быть легко передаваемой другим в виде информации. Метазнания и явные знания в любых бизнес-структурах могут быть изучены и переданы через стандартные обучающие системы.

Неявные знания представляют собой форму навыков и способностей, которые сложно передаются в виде информации. П. Друкер утверждает: “Единственный способ узнать новое ученичество и опыт”1. П. Дэвид и Д. Форэй также подчеркивают, что ни одно знание не является неявным по сути, и необходимо создать мотивацию для того, чтобы сделать неявные знания передаваемыми2. Неявному знанию можно научиться, применяя его: в образовательной системе и мире бизнеса для этого используется метод “мозгового штурма”, метафоры и аналогии.

Скрытые знания выступают в виде предпосылок, предположений и мотивов, влияющих на мысли и характер действий. Скрытые знания обусловливают мысли, действия и являются отражением и объяснением, помимо прочего, новых идей. Они развивают ментальные модели, служат основой формирования модели поведения и т.п. Скрытые знания целесообразно подразделять на две группы: по характеру мышления и по характеру действий. В обоих случаях скрытые знания определяются поведенческими нормами предприятия и передаются с помощью личностных контактов. Приобрести знания данного типа можно, применяя действия фокус-групп, которые предоставляют доступ к некодифицированным ментальным моделям прочей информации. Они также позволяют добиться некоторой синергии в индивидуализации типов мышления. Знания о взаимоотношениях предполагают социальную возможность создать взаимосвязи с профессиональными группами, чтобы получить доступ к их знаниям. В постоянно изменяющемся мире способом выжить для организаций становятся инвестиции в знания о взаимоотношениях, которые можно получить через взаимодействие и распространить путем систематической работы в комплиментарно составленных группах. Образцом для подражания в этом отношении могут быть японские компании, которые приглашали своих поставщиков вместе с ними посетить европейских клиентов. Компания и поставщики таким образом развили и укрепили свои взаимоотношения и отношения с потребителями3.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме

Расчёт себестоимости в ООО Фабрика обуви S–TEP
Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности. Успешно функционируют те производители, которые эффективно использ ...

©2025 Просвещение в экономике | www.lighteconomic.ru