Для российских естественных монополий характерно активное применение практики ценовой дискриминации, в том числе связанной с перекрестным субсидированием. Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара по разным ценам разным потребителям или группам потребителей. Это может быть дифференциация цен в зависимости от объема покупаемого товара. Например, в 2012 г. цена на природный газ, включая НДС, для первой группы потребителей (с объемом потребления свыше 500 млн м3) составляла 3 074 руб. за 1 000 м3, а для седьмой группы (объем потребления - менее 0,01 млн м3) - уже 3 540 руб. за 1 000 м3. Услуги по транспортировке газа по распределительным сетям для указанных групп стоили 170,9 и 570,82 руб. за 1 000 м3 соответственно [10]. Разумеется, более высокий тариф для организаций, потребляющих газ в меньшем объеме, объясняется не только практикой ценовой дискриминации, но и более высокими средними постоянными издержками, падающими на данный сегмент потребителей.Дефицитность ресурса (проблема нехватки мощностей) увеличивает власть естественной монополии и позволяет ей также практиковать ценовую дискриминацию. Например, в электроэнергетике она заключается в установлении более низких тарифов при потреблении электроэнергии в пределах социальной нормы и более высоких - при потреблении сверх социальной нормы
Ценовая дискриминация так же основана на сегментации рынка по какому-либо критерию и предполагает установление разных цен для различных рыночных сегментов. Российские естественные монополии практикуют дискриминацию по нескольким признакам.
Во-первых, по национальному признаку, когда устанавливаются дифференцированные цены для отечественных и зарубежных потребителей. Например, цена на газ, поставляемый ОАО «Газпром» в Западную Европу, в 3,1 раза выше, а в страны СНГ и Балтии - в 2,1 раза выше, чем внутренним российским потребителям [11].
Во-вторых, по географическому признаку, когда цены различаются для регионов России, для города и деревни и т. д. Цены на электроэнергию различаются также по федеральным округам Российской Федерации (Таблица 3) [10].
В-третьих, по межвременному критерию, когда устанавливаются разные тарифы в разное время года и в разное время суток. Такой подход позволяет в электроэнергетике регулировать объем потребления и обеспечивать более равномерную загрузку производственных мощностей.
В-четвертых, по институциональному признаку, когда устанавливаются разные тарифы для физических и юридических лиц, коммерческих и государственных организаций (предприятий).
Дифференциация цен на газ для населения и промышленных предприятий, что является примером ценовой дискриминации по институциональному критерию, представлена в Таблице 4.
Таблица 4-Дифференциация цен на газ для населения и промышленных предприятий в 2009-2012 гг., руб./м3
|
Потребитель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
промышленность |
1 690 |
1 957 |
2 478 |
2 850 |
|
население |
1 291 |
1 494 |
1 903 |
2 203 |
Другое по теме
Анализ организации ЗАО Бонниер Бизнес Пресс
Основным
предметом деятельности ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" является
деятельность по предоставлению качественных информационных услуг. Издательство
"Бонниер Бизнес Пресс" занимается выпуском множества известных в
Петербурге печатных изданий, среди которых газета "Делово ...