Исторический опыт показывает, что государство всегда играло определенную роль регулятора социально - экономических отношений. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство выполняло и функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и макроэкономические задачи развития данной экономической системы решались посредством функционирования рынка, изменения цен в результате колебания спроса и предложения обеспечивали реализацию информационной, перераспределительной и стимулирующей функции рынка. [2]
Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление зависимости использования индивидуальных капиталов от общих условий функционирования совокупного капитала обусловили необходимость определения «правил игры» для участников хозяйственной деятельности, сформулированных и закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка. Получила развитие соответствующая новому уровню рыночных отношений институциональная система, охватывающая обеспечение прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений.
Реалии экономической жизни убедительно доказали, что рынок на основе присущего ему механизма функционирования не способен обеспечить автоматическую саморегуляцию. Только сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить совокупный платежеспособный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие. Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Особенно актуальны вопросы государственного регулирования экономики для России, в связи с проводимыми после распада СССР в стране либеральными реформами и современными монетарной политикой государственного регулирования экономики.
Изучение зарубежного опыта государственного регулирования социально-экономических отношений полезно, с точки зрения планирования политики государственного регулирования экономики и прогнозирования возможных результатов ее проведения. Анализ зарубежного опыта должен быть основан не только на рассмотрении наиболее успешных сторон той или иной модели экономического регулирования, но и на рассмотрении ошибок, имевших место в других странах. Что должно способствовать выработке ценностных ориентаций по улучшению наиболее эффективных для всего общества форм, методов, механизмов и инструментов государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в развитых и развивающихся странах.
Основы государственного регулирования социально-экономических отношений
Другое по теме
Расчет экономической эффективности проекта нейтрализационного отделения гидролизно-дрожжевого завода мощностью 25 тыс. тонн белковых кормовых дрожжей в год
Гидролизная промышленность - объединяет производства, основанные на химической переработке растительных материалов путём каталитического превращения полисахаридов в моносахариды. Вырабатывает из непищевого растительного сырья - отходов лесозаготовок, лесопиления и деревообработки, а также сельского хозяйства ...