Проблема привлечения осужденных к труду уже не одно десятилетие является объектом пристального внимания ученых и практиков. Трудовая занятость осужденных является мерой исправительного воздействия и в то же время имеет направленность на профилактику и снижение уровня рецидивной преступности, позволяет осужденным получить рабочие профессии и специальности, тем самым обеспечить источник постоянного дохода, в том числе и после освобождения.
Структура и профессионально-квалификационный состав рабочей силы осужденных в исправительных учреждений в настоящее время не отвечает требованиям даже наличных рабочих мест с низким уровнем фондооснащенности. Наличие среди осужденных значительной доли лиц, не имеющих профессиональной подготовки и опыта работы в отраслях народного хозяйства, создает значительные затруднения для обеспечения их занятости даже при нынешней, довольно отсталой технической базе исправительных учреждений. Разрешение этого противоречия между требованиями научно-технического прогресса при формировании рабочих мест и структурой рабочей силы осужденных является одной из основных трудностей функционирования исправительных учреждений и преодоление ее, по всей видимости, при участии только УИС и МВД без эффективного участия других государственных структур, невозможно. Следовательно, государство, несмотря на существенные трудности политического и экономического характера, должно выделить проблемы развития уголовно-исполнительной системы, как приоритетные, кроме того это отвечает и интересам общества в возвращении ему полноценного человека после отбытия уголовного наказания.
В настоящее время административно - территориальная система содержания и трудового использования осужденных привела к неэффективному использованию трудовых ресурсов осужденных, причем в густонаселенных районах страны это еще ведет и к сверхлимиту осужденных в исправительных колониях. Неполная трудовая занятость осужденных наносит огромный экономический и социальный ущерб делу их исправления, при этом в среде осужденных, которые не в полной мере задействованы в трудовых процессах, по нашему мнению, начинается морально - психологическое разложение, образуются группировки, нарушается режим, совершаются преступления. Организованный таким образом труд не может соответствовать своему назначению по исправлению осужденных, а наоборот способствует их деградации: вырабатывается отвращение к труду, что со временем переходит в привычку.
Трудовые ресурсы осужденных являются частью трудовых ресурсов общества, и поэтому обеспечение полной трудовой занятости осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, служит решению народо-хозяйственных задач, способствует эффективному использованию трудовых ресурсов. Однако, как показывает практика, в настоящее время, в зависимости от региона расположения учреждения, от 15 до 30% осужденных не заняты общественно полезным трудом, а если учесть тех, кто лишь часть своего рабочего времени трудится на производстве либо используется на иных общественно полезных работах, то эта цифра, по нашему мнению, будет, как минимум, в два раза большей.
Такое положение обусловлено целым рядом факторов, влияющих на неполную трудовую занятость осужденных - от социально - демографических и экономических, до организационно-технических, правовых и криминологических. Прежде всего, сюда следует отнести несовершенство планирования и использования трудовых ресурсов осужденных, недостаточным профессионально - квалификационным уровнем рабочей силы осужденных, большой текучестью (сменяемостью) осужденных, незаинтересованностью отраслевых министерств и ведомств в рабочей силе осужденных.
Другое по теме
Совершенствование и организация оплаты труда
Я,
Федорова Анастасия Валерьевна студентка 4 курса факультета экономики Чунского
ПДО Иркутского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила учебную
практику в Чунской дистанции пути Восточно - Сибирской железной дороги -
филиала ОАО "РЖД" Продолжительность практки - две неде ...