Обеспечение устойчивого спроса и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров и услуг является существенным фактором формирования экономики инноваций. В российской практике серьезной проблемой выступает незаинтересованность большинства хозяйствующих субъектов осуществлять инновационную деятельность ввиду отсутствия должного спроса на инновационную продукцию, как со стороны предприятий, так и населения.
Сложившаяся невосприимчивость к инновациям в рамках региона объясняется рядом причин. У базовых системообразующих предприятий области (машиностроительное, химическое, стекольное производства) отсутствует не только спрос на отечественные инновационные продукты, но и мотивация к разработке и внедрению собственных инновационных решений. Возникает «порочный круг», в рамках которого региональные инновации остаются невостребованными. У предприятий малого и среднего бизнеса нет средств для того, чтобы заказывать научным учреждениям разработку инновационных проектов. Научные организации региона на основании собственных предположений о будущем спросе осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, многие из которых в конечном итоге оказываются невостребованными.
Таким образом, в регионе не реализовано ключевое условие для создания экономики инноваций - обеспечение устойчивого спроса на инновации и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров, не создана институциональная среда, обеспечивающая восприятие инноваций. В результате при устойчивом росте затрат на технологические инновации во Владимирской области объем инновационных товаров работ и услуг имеет тенденцию к сокращению (рис. 3).
Рис. 3. Объем инновационных товаров, работ и услуг организаций и затраты на технологические инновации во Владимирской области в 2005-2011 гг., млн руб.
В данной ситуации функция формирования спроса на инновационные продукты и услуги должна быть возложена на органы государственного управления регионом. Основным направлением этой деятельности может стать стимулирование при помощи методов администрирования спроса на информационные технологии и ресурсо- и энергосберегающие технологии.
Вследствие того что данные технологии носят обеспечивающий характер для инновационного развития, их востребованность должна создать условия для привлечения других видов инновационных продуктов и услуг в различные сектора и отрасли региональной экономики, что, в свою очередь, будет способствовать созданию среды, обеспечивающей восприимчивость к инновациям со стороны как производителей, так и потребителей (рис. 4).
Формирование спроса на инновационные продукты и услуги должно осуществляться посредством инструментов и рычагов государственного влияния, к основным из них относятся:
преференции;
санкции;
возможности развития (включение в состав кластеров, финансирование в рамках государственных программ).
Меры со стороны органов государственного управления обеспечат необходимую мотивацию у хозяйствующих субъектов для создания и применения инноваций. При этом мерилом инновационности должен выступать экспортный вариант продукции. В конечном итоге инновационные производства должны стать точками роста для экономики Владимирской области.
Другое по теме
Реорганизация предприятия
Предпринимательство
является одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики.
Однако даже при таких темпах развития, многие из предприятий оказываются
неспособными поспевать за тенденциями экономики современной России. И, как
следствие, сдают свои позиции. Во избежание эт ...