конкуренция рыночный совершенный монополистический
Модель совершенной конкуренции на абстрактном уровне показывает наиболее общие свойства рыночного механизма. Однако эта модель и не претендует на реализм, в реальной экономической жизни совершенной конструкции никогда не было, нет и быть не может. Но её элементы в той или иной мере всегда имеют место. Практика деловой жизни в целом отвечает условиям несовершенной конкуренции. Признаками несовершенного конкурента является значительный вклад в формирования предложения в отрасли и возможность контролировать цены.
Происхождение названия монополистической конкуренции связано с таким реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, и стремятся придать им уникальные качества.
К основным характеристикам монополистической конкуренции относится:
1. относительно большое число некрупных производителей;
2. продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, которые удовлетворяют в принципе одну и ту же потребность. Но назвать их продукцию идентичной уже нельзя.
. наличие у отдельного производителя слишком ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано с тем, что производителей настолько много, что доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, - относительно небольшая. Также это связано с тем, что спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели реагируют на изменение цен, и в случае их повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров. Конкурирующие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и не ценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связано с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми сопернические преимущества в результате совершенствования качества продукта, внешнего вида, условий его продажи, рекламы, упаковки и т.д.;
. различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политике, являются практически мало осуществимыми. Всё дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того неопределённы сами границы конкуренции, состав её участников;
. сохраняются возможности относительно лёгкого вступления в отрасль новых продавцов. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не на много. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.
В период монополистической конкуренции основными её формами выступают: торговое соперничество, научно-техническое соперничество, промышленно-производственное соперничество.
1. Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества: во-первых, между производителями за сбыт по более высоким ценам; между потребителями за приобретение товаров по более низким ценам; между производителями и потребителями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.
В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию:
Ø ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данный вид продукции. При этом широко используется ценовая дискриминация, имеющая место только тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация существует при следующих трёх условиях:
Другое по теме
Анализ организации ЗАО Бонниер Бизнес Пресс
Основным
предметом деятельности ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" является
деятельность по предоставлению качественных информационных услуг. Издательство
"Бонниер Бизнес Пресс" занимается выпуском множества известных в
Петербурге печатных изданий, среди которых газета "Делово ...