Теперь мне хотелось бы обратить внимание на ведущее направление конца девятнадцатого века в России, которое получило название «легального марксизма». Это идейно-политическое течение в среде интеллигенции в 1890-х гг. Его представители (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.) выступали в легальных журналах, что было довольно редким явлением для того времени, “Новое слово”, “Жизнь”, “Начало”. Они использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы. В начале 1900-х гг. участвовали в создании журналов “Освобождение” и “Союза освобождения”, возглавляли либеральное движение, в 1905 составили ядро партии кадетов. Развитие марксизма в России, начиная от теории ценностей и кончая теорией экономических конъюнктур, во многом обязано именно этим экономистам. Проблема духовных ценностей была поднята на новый уровень Н.А. Бердяевым (1874-1948) и С.Н. Булгаковым (1871-1944), тем самым положив начало современным концепциям этического социализма: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия. Для «легальных марксистов» разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму. Но, несмотря на явный пересмотр ценностей данного экономического направления, большинство русских экономистов стояли за установление общественной собственности как необходимого констатирующего принципа социализма. В этом то и наблюдалось самое важное отличие русского социализма от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного изменения отношений собственности.
Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский (1865-1991) также большое внимание уделял проблемам экономического и социально-политического развития России. Он одним из первых обратил внимание на особую роль и динамику капиталовложений, определяющих основы циклического развития капиталистической экономики. Кстати, свои заключения он вывел из анализа экономического развития, где в то время имелась наиболее обширная статистика. Это открытие российского ученого стало важной составной частью последующего исследования циклических колебаний, оно же используется и для построения соответствующих моделей цикла уже в наше время.
"Примеривая" марксизм к российской реальности, Туган-Барановский пришел к выводу о неизбежности развития капитализма в нашей стране, причем развития, которое в конце концов принесет России и цивилизованные формы существования, и современную промышленность, и рост уровня жизни. Не случайно Туган-Барановский выступил одним из первых критиков многих сторон марксистской экономической теории, служивших обоснованием неизбежного краха капитализма и так импонировавших революционному марксизму. Именно поэтому В. И. Ленин зачислил его в ряды "легальных марксистов", а уже в советское время за этим крупнейшим ученым прочно закрепилось клеймо вульгарного буржуазного экономиста.
Ученый также занимался и проблемами стоимости, ценообразования, закономерностей развития капитализма, который он все же критиковал в лучших традициях русской социально-экономической мысли, но в отличие от сторонников революционного марксизма критиковал с социально-нравственных позиций. Отдал Туган-Барановский дань и модному в его время увлечению социализмом, связывая его с расширением функций государства, но еще в большей степени - с кооперацией. Как и многие другие русские экономисты, кооперации он посвятил несколько работ, в том числе одну из последних - "Социальные основы кооперации" (М., 1914). Большое внимание он уделял анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что правильно понятая трудовая теория стоимости Д. Риккардо и К. Маркса представляет собой подтверждение учений о стоимости данных экономистов. Логика рассуждений экономиста сводится к тому, что предельная полезность - полезность последних единиц каждого рода продуктов - изменяется в зависимости от размеров производства товаров. Следствием этого заключения является тот факт, что при сопоставлении хозяйственного плана определяющим моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым - предельная полезность. То есть субъективные и объективные факторы хозяйственной ценности выясняют теория предельной полезности и трудовая теория стоимости соответственно.
Наблюдая за работой государственного социализма, Туган-Барановский замечает, что данная система справляется далеко не со всем и проблемами и поэтому принимает решение дополнить эту систему элементами коммунального и синдикатного социализма. Кооперация, по его мнению, единственная форма организации труда, которая в наибольшей степени соответствует идеалу свободного развития человека. Следует отметить, что социальным идеалом у Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода, что говорит о прогрессивности его взглядов. Общество свободных людей - вот конечная цель общественного прогресса.
Другое по теме
Рынки монополистической конкуренции в России
Одним
из важнейших признаков современного рынка является конкуренция как форма
взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного
производства. Посредством конкуренции происходит распределение не только
факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и ...