Антимонопольное законодательство - это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики.
В 1990 году был создан первый федеральный антимонопольный орган - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). За это время антимонопольный орган сменил несколько организационных форм и названий:
г. - Государственный антимонопольный комитет;
г. - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
г. - Федеральная антимонопольная служба.
Антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 83 территориальных подразделения ФАС России. Высший руководящий орган - Коллегия ФАС России.
В конституции РФ можно выделить статьи, на которых базируется публично-правовое регулирование антимонопольной деятельности России: ст.2, 8, 10, 11, 12, 34, 51. Особое значение имеют ст.8, ч.2 ст.34, закрепляющие, что в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В Федеральном законе от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Данным Федеральным законом установлено ограничение для приобретения и аренды дополнительной площади торговых объектов сетевыми хозяйствующими субъектами. В ст. 13№ 381-ФЗ установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.Им также запрещается навязывать контрагенту условия о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях. Запрещено навязывать условия об ответственности за неисполнение обязательств хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность. При этом хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что ему действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч.1 ст.13 ФЗ «О защите конкуренции».
Другое по теме
Русская экономическая мысль и ее особенности
Не
для кого не секрет, что среди всех экономических школ, учений и систем выделяют
именно западноевропейская экономическую мысль, как основополагающую
методологическую систему истинности экономической науки в целом. И это не
случайно, так как именно она оказала решающее влияние на формирование ...