Но именно тут хотелось бы отойти немного в сторону от Марксизма обратить внимание на одно из ведущих направлений русской общественно-политической мысли 70-х годов девятнадцатого века, а именно народничество. Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в народничестве наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное народники, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. В конце концов народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении народничества участвовали представители многих национальностей России, а идеология этого направления своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны.
В лице таких ярких представителей как М.А.Бакунин (1814-1876), П.Л.Лавров (1823-1900), П.Н.Ткачев (1844-1885) в значительной степени продолжалась российская традиция - рассматривать экономические явления в широком социальном смысле. «Народники» в своих убеждениях разделяли взгляды Сисмонди на причину кризисов производства как результата недопотребления, делая вывод о том, что капитализм в России не имеет оснований для развития, ибо он не может решить проблему реализации. Вообще по мнению экономистов этого направления, капитализм не следовало пускать в Россию, ввиду того, что народ слишком беден для того, чтобы покупать те массы товаров которые способна производить крупная капиталистическая промышленность. Конечно, у данного экономического направления был свой взгляд на развитие России, а именно переход к развитым формам кооперации, способным соперничать с капиталистическими предприятиями на базе внедрения новой техники и развития продуктивного агропромышленного комплекса. Главной целью «народничество» считало сохранение самостоятельности значительной части рабочего класса. Но в такой программе степень индивидуального развития личности считалась также основным критерием общественного прогресса. Центральная философия «народничества», помимо своих концепций, сочетала в себе также и гуманистические принципы раннего марксизма. Согласно этим концепциям социализм представлялся необходимой стадией общественного прогресса, реализующего человеческие благодетели, такие как коллективизм и солидарность, одним словом, уравнительное начало стало рассматриваться «народниками» как движущий элемент перехода к социализму. Нельзя не остановиться на взглядах П.Л.Лаврова - русского социолога, экономиста, публициста и философа, который был яростным критиком капиталистических отношений. В своих работах он показывал отрицательную роль конкуренции, концентрации и централизации капитала, пагубных последствий капиталистических условий труда и т.д. Значительное место в его работах занимают обоснование необходимости общественной собственности, анализ характера труда при социализме, а также вопрос об экономической роли государства в общественной жизни.
Другое по теме
Анализ организации ЗАО Бонниер Бизнес Пресс
Основным
предметом деятельности ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" является
деятельность по предоставлению качественных информационных услуг. Издательство
"Бонниер Бизнес Пресс" занимается выпуском множества известных в
Петербурге печатных изданий, среди которых газета "Делово ...